Великдень, Пасха, Воскресение. Что общего?

Главная » Родная Вера » Великдень, Пасха, Воскресение. Что общего?

Сегодня немного найдется людей, которые могут обоснованно объяснить, почему главный праздник Весны имеет целых три названия ВЕЛИКДЕНЬ, ПАСХА и ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО. Большинство над этим просто не задумывается. И не удивительно – привыкли жить по принципу: какая разница за что пьешь – лишь бы тара была побольше. В то же время праздники эти абсолютно разные и по времени возникновения и по обрядности.
ВЕЛИКДЕНЬ – время возникновения теряется в древности. Исследователи определяют его возраст на наших землях – не меньше 7 000 лет. Уже в это время вырисовалась космогоническая сущность праздника, сложилась его уникальная и богатейшая обрядовость, включая празднование Вербной недели, расписывание писанок, випекание куличей и караваев и т.д. Праздновался праздник Весеннего Солнца и Природы, возрождающейся после зимнего сна, праздник победы Света над Тьмой, Дня над Ночью, Солнечного Света Весны над Ночной Зимней Тьмой. Непосредственно праздник ВЕЛИКОДНЯ отмечался в соответствии с астрономическим положением Солнца – во время весеннего равноденствия, когда день становится длиннее ночи. Однако сам период празднования охватывал целый цикл ритуальных праздников, связанных друг с другом, но отличающихся по обряду, содержанию, значению и т.д. Так кроме Верной недели, которая предшествовала Великодню, празновались также Навский Великдень, Рахманский Великдень, Русальный Великдень и другие праздники. Обряды каждого из этих праздников оригинальны и неповторимы. Можно только удивляться и восхищаться мудрости Наших Предков, открывших космогоническую сущность праздника Великодня на тисячелетия, на весь период существования Солнечной системы, вне зависимости от чьей-либо воли, изменений в политической или религиозной ситуации.
ПАСХА – этот праздник связан с выходом иудеев и египетского рабства. Название “пасха” происходит от еврейского слова “резасп” (перескакивание). Во время этих событий, по Библии, Бог Яхве в “египетской земле каждого первородного от человека до животных”. Чтобы не зацепить своих бого(яхво)избранных и не уничтожить иудейские семьи, он приказал им помазать свои двери кровью жертвенного ягненка. Эти дома он обошел (перескочил) и в память об этом приказал всем иудеям во все времена праздновать Пасху-перескакивание (Книга Исход, 12. 1-14). Как видим, в основу праздника Пасхи положен библейский сюжет о выходе иудеев из египетского рабства, следовательно этот праздник ни по сути ни по обрядам не является и не может быть славянским.
ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО – этот праздник начали праздновать сравнительно недавно. Решение о необходимости празднования ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА вынес Никейский собор в 325 году от Рождества Христова. Соответственно на Руси этот праздник начали отмечать только после насильственного крещения в 988 году. Как видим, в основу праздника положен миф о воскресении Иисуса Христа. Следовательно, ни место возникновения этого христианского праздника, ни суть его, ни обрядность не имели никакого отношения к Руси.
Итак, все три названия праздника различаются по времени и месту возникновения, мировоззренческой сущности и обрядностью. В то же время так сложилось, что в последнее время они вроде бы равноправны при обозначении праздника Великодня. Это произошло благодаря насильственному насаждению на космогонический праздник Великодня (как и на другие наши древние праздники ) абсолютно чуждых праздников ПАСХИ и ВОСКРЕСЕНИЯ. Эта политика активизировалась после того, как стало ясно, что народ, не смотря ни на что, крепко держится за традиции своих предков. Так, например, высокий пышный ритуальный хлеб наши предки называли Великодними бабками, еще до недавнего времени. Украинцам запрещалось нести на Проводы куличи, писанки и крашенки, посвященные душам покойных предков. Вот как писал Иван Вышенский князю Константину Острожскому в 1599 г.:
“Пироги и яйца надгробные всюду ликвидируйте”. Отношение властей и церкви к писанке, Великодним обрядам на протяжении целого тысячелетия было резко враждебным, но народ до недавних пор сохранял эти традиции.
Однако стараниями Православной церкви, Советской власти и нынешней власти (внешне – христианской, а по сути атеистической) уничтожается историческая память нашего народа, уходит в небытие сакральное значение писанок, куличей, русалий и т.д. Древние праздники и верования либо нагло и безосновательно приспосабливаются к иностранным (в основном иудейским) святым, либо высмеиваются. Не только забываются или уничтожаются, но и превращаются в противоположность, сдвигаются во времени, что приводит к полной потере магического действия праздника, прерывает связь прошлое-настоящее-будущее народа.
Мы не против христианского Воскресения Христового или иудейськой Пасхи. Но нельзя же все смешивать в кучу! Пусть каждый народ празднует свои праздники, со своими обрядами в свое время. Но называть один праздник именем другого, подменять понятия – это уже откровенная, хотя вроде бы и невинная агрессия. Что общего у христианского Вербного воскресенья ( пост, запрет петь, танцевать и т.д.) и древняя Вербица – почитание Вербы как символа Праматери Вселенной с ее веснянками, гаивками, хороводами.
Недавно, 29 марта 1999 г., Украина прощалась со своим видающимся сыном Вячеславом Чорноволом. Прощальную панихиду митрополит Филарет начал с “обращения к иудеям”, а потом отправил раба Божьего Вячеслава на лоно Авраамово. Забыли мы, что Наши Предки считали себя Дажбожьими внуками, имели свою светлую жизнеутверждающую Веру, которая философски-логично решала противоречия бытия-небытия. Иудеев, как народа, тогда еще не было. Вот к чему приводит утрата своей исторической памяти, древней Веры и космической сущности обрядов.
Итак, давайте думать, делать выводы, возвращать свою историческую память, древние праздники и обряды наших Предков. Давайте расписывать писанки, праздновать Вербицу, и ВЕЛИКДЕНЬ!
Именно ВЕЛИКДЕНЬ, а не ПАСХУ, которая, по сути, не имеет ничего общего с нашей древней историей!